Прежде чем совершить какой-либо денежный перевод, заполняется специальный бланк, который называется платежным поручением. Это, своего рода, документ, который используют финансовые компании для осуществления безналичных перечислений, так же с помощью данного документа можно подтвердить факт перевода средств на расчетный счет любой организации. Данный документ представляет собой установленный банком России бланк, в который специалисты финансового учреждения вносят реквизиты и данные перевода. С юридической точки зрения платежное поручение – это документ, который подтверждает факт оплаты. Сегодня более подробно разберем, что такое платежное поручение, каких видов бывает и как правильно его необходимо заполнить.
Содержание
Что это простыми словами
Чтобы совсем все стало понятно, постараемся объяснить простым и доступным языком. Платежное поручение (ПП) – это документ, с помощью которого совершаются денежные переводы со счета одной организации на счет в другую компанию. С помощью ПП можно рассчитываться не только за какие-то оказанные услуги или товары, но также оплачивать покупки, совершенные юридическим лицом, оплачивать госплатежи и т.д.
Данный вид платежки обрабатывается автоматизированными системами, а это значит, что документ должен быть заполнен корректно и в установленной законодательством форме. При этом не имеет значение, в какой форме было подано платёжное поручение – письменной или электронной. Количество экземпляров же зависит от количества участников сделки. То есть, один экземпляр всегда остается в банке, второй у отправителя, а остальные экземпляры передаются же в банк контрагента или получателю.
При подаче платежного поручения банк обязан принять документ даже в том случае, если на счете клиента недостаточно денежных средств. Исполнено ПП может быть позже, после того, когда необходимая сумма появится на счете. Если же платежное поручение не было исполнено в срок, то такой документ помещается в специальное хранилище платежных поручений, которые не были вовремя оплачены. О сроках поговорим немного позже.
В каких случаях используется
Юридическое лицо может использовать платежное поручение для различных целей. Как правило это взаиморасчеты между контрагентами, но это не основное предназначение данного документа.
ПП применяется также и в следующих случаях:
- при совершении перевода денежных средств контрагентам за оказанные услуги или оплату товаров
- ПП используется также для перевода денежных средств в бюджеты различного уровня и внебюджетные фонды
- при пополнении расчетного счета, депозита или для погашения кредитных обязательств
- при переводе средств в законно утвержденных целях, для оплаты контрактов или договоров
- для совершения регулярных оплат, например, коммунальных платежей, мобильной связи, интернета и т.д.
На самом деле, это не весь перечень, когда может применяться платежное поручение, а лишь основные цели и основное предназначение данного бланка.
Виды
Платежное поручение заполняется банком или же непосредственно отправителем и может быть нескольких видов:
- Заполненное на бумажном носителе, то есть на бумаге формата А4. Даная платежка заполняется на компьютере в файле word или же в pdf-формате, а далее распечатывается.
- Заполненное в электронном виде. Данный формат заполняется только в электронном виде на компьютере, без вывода документа на печать.
В свою очередь данные виды ПП бывают также одноразовыми и регулярными. Одноразовая платежка используется только один раз для оплаты определенного товара или услуги, после чего теряет свою силу. Регулярное ПП исполняется банком регулярно в заранее установленные и оговоренные сроки, например, один раз в месяц или квартал.
Формы
Платежное поручение заполняется в электронном виде или на бумажном носителе в специальной системе «Клиент-Банк». Те ПП, которые заполняются в электронном виде направляются по специальным каналам связи, и каждая финансовая компания самостоятельно разрабатывает и утверждает порядок заполнения, приема и защиты ПП. При электронных расчетах платежка оформляется только в электронной форме и не выводится на печать.
Печатная форма заполняется на компьютере, после чего печатается и заверяется, и подписывается уполномоченным лицом.
Скачать форму платежного поручения
Срок действия
С данным видом документа работаю банки, а также различные финансовые компании-плательщики и получатели средств. Финансовый отдел компании составляет поручение и готовит документы, после чего направляет их в банк. Банковская организация в свою очередь принимает ПП и осуществляет перевод средств. Направить документ в кредитную организацию необходимо в течение 10 календарных дней со дня, следующего за датой составления платежки.
Если же данные сроки уже вышли, то исполнить документ банк не сможет. Сроки исполнения платежного поручения пописаны в законодательстве. Так, если перевод производится в пределах одного региона, то на это уходит не более 2 суток. Если же осуществляется межрегиональный перевод денежных средств, то на это может потребоваться от 3 до 5 дней. Как показывает практика, платежное поручение, обычно, обрабатывается в течение первых суток после получения.
Правила оформления
Платежное поручение является документом строгой отчетности. Для этого утвержден специальный бланк, который необходимо заполнять максимально корректно. Никаких помарок или исправлений быть не может, а все поля должны быть заполнены верно и без ошибок.
В обязательном порядке указываются следующие данные:
- номер документа, максимальной длинной до 6 цифр
- дата составления ПП, проставляется в формате ЧЧ.ММ.ГГ
- вид платежки – проставляется специальным кодом
- сумма прописью должна быть прописаны с большой буквы без сокращений, а копейки цифрами
- также необходимо указать сумму цифрами
- реквизиты плательщика и получателя денежных средств: номер счета, КПП, ИНН и т.д.
- наименование банков и их расположение
- подписи сотрудников и уполномоченных лиц
- вид оплаты необходимо проставить специальным кодом
- назначение платежки
- отметки банка о принятии
Если документ не соответствует требованиям и правилам заполнения, банк просто не примет такую платежку.
Подпись электронных документов
Если платежное поручение подается в электронном виде, то оно также должно быть подписано электронной подписью, которая, согласно ФЗ-63приравнивается к собственноручной. Электронная подпись формируется клиентом в интернет-банке, например, если необходимо совершить какую-то оплату. Это, своего рода, специальный реквизит, который защитит документ от подделки и мошенничества.
Электронная подпись является преобразованием криптографической информации с помощью специального закрытого ключа цифровой подписи клиента. Именно это и указывает на владельце электронной подписи. Такой вариант исключает подделку документа или подпись клиента. Электронная подпись документов используется при электронном документообороте и видна она только в электронном виде. На распечатанной платежке данная электронная подпись видна не будет.
Last modified: 30.07.2020